Уменьшение уставного капитала унитарного предприятия

Главное в статье: "Уменьшение уставного капитала унитарного предприятия" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

УМЕНЬШЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА И ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ

Случаи и ограничения в уменьшении уставного капитала

Среди основных случаев уменьшения уставного капитала можно выделить следующие:

— учредители или акционеры самостоятельно приняли решение об уменьшении уставного капитала, это может быть связано как с экономическими трудностями компании, так и с реструктуризацией активов, дальнейшей реорганизацией юридического лица;

— по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, а, следовательно, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке;

— в случае неполной оплаты уставного капитала в течение года с момента государственной регистрациипредприятия, оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о своей ликвидации;

— выход одного из участников общества с ограниченной ответственностью. Действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. Доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям и полностью оплачена. Однако нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала общества.

Вместе с тем, имеется ряд ограничений, связанных с уменьшением уставного капитала:

— уставной капитал нельзя уменьшить менее, чем минимальный размер, установленный законодательно. Для акционерных обществ минимальный размер составляет 100 000 рублей, а для обществ с ограниченной ответственностью – 10 000 рублей;

— законодательство не предусматривает уменьшения уставного капитала после государственной регистрации его увеличения в связи с невыполнением обязанности по внесению дополнительных вкладов (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2005 N Ф08-647/2005);

— в случае несоблюдения процедуры уменьшения уставного капитала, данное решение может быть признано в суде недействительным.

Рассмотрим основные особенности уменьшения уставного капитала в компаниях различной организационно-правовой формы.

Уменьшение уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью

Уменьшение уставного капитала ООО возможно в соответствии со статьей 90 ГК РФ, а также законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ. В обязательном порядке принимается решение об уменьшении уставного капитала, если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке (ст.90 ГК РФ). Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу. Уменьшение уставного капитала производится на основании соответствующего решения.

В течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала. Обратите внимание, что ООО обязано сообщить о решении об уменьшении уставного капитала в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц, и дважды, с периодичностью один раз в месяц. Государственная регистрация изменений в уставе будет осуществляться соответствующим органом.

Уменьшение уставного капитала акционерных обществ

В соответствии со ст.101 ГК РФ акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Кроме того, в данной статье указано, что возможно уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Особенностью уменьшения уставного капитала акционерных обществ является то, что в принудительном порядке уменьшается уставной капитал в следующих случаях:

— если стоимость чистых активов общества в соответствии с годовым бухгалтерским балансом за второй, и каждый последующий годы оказалась меньше размера уставного капитала;

— в случае неполной оплаты акций в течение срока в течение года с момента государственной регистрации общества, право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу (ст.34 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ);

— если акции не будут реализованы обществом в течение одного года после их приобретения, общество обязано в разумный срок принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций (ст.34 закона «Об акционерных обществах»).

Уменьшение уставного капитала общества по причине недостаточной стоимости его чистых активов всегда будет осуществляться путем снижения номинальной стоимости размещенных акций. Во всех остальных случаях уставный капитал уменьшается за счет изъятия из оборота части размещенных акций общества. Уменьшение уставного капитала осуществляется на основании решения. Решение об уменьшении уставного капиталапринимается только общим собранием акционеров простым большинством голосов. При этом решением должны быть определены:

· величина, на которую уменьшается уставный капитал общества;

· категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, и величина, на которую уменьшается номинальная стоимость каждой акции;

· номинальная стоимость акции каждой категории (типа) после ее уменьшения;

· сумма денежных средств, выплачиваемая акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции, и (или) количество, вид, категория (тип) эмиссионных ценных бумаг, передаваемых акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции (ст.29 Закона «Об акционерных обществах»).

В ряде случаев общество не вправе принимать решение об уменьшении уставного капитала:

Читайте так же:  Проведение внутренней аудиторской проверки

— до момента полной оплаты всего его уставного капитала;

— до момента выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены;

— если на день принятия такого решения оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства);

— если на день принятия такого решения стоимость его чистых активов меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций или станет меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества;

— до момента полной выплаты объявленных, но невыплаченных дивидендов, в том числе невыплаченных накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям.

Уведомление кредиторов и публикация сообщения об уменьшении уставного капитала должны быть сделаны обществом в тридцатидневный срок с даты принятия соответствующего решения. Государственная регистрация изменений в уставе акционерного общества, связанных с уменьшением уставного капитала, будет осуществляться соответствующим органом только при наличии доказательств уведомления кредиторов о данном факте.

Уменьшение уставного капитала унитарных предприятий

Уменьшение уставного капитала унитарных предприятий осуществляется в соответствии с федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст.15). Однако в отличие от случаев уменьшения уставного капитала обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами, решение об уменьшении уставного капитала принимает собственник имущества. Уставный фонд не может быть меньше минимального размера уставного фонда. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда. Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.

О защите кредиторов, судебной практике в отношении уменьшения уставного капитала, судебной практике в отношении нарушения прав кредиторов, а также проекте проекте изменений в ГК РФ читайте в материале Екатерины Шестаковой (генеральный директор ООО «Актуальный менеджер») в майском номере журнала «Юрист предприятия» (№5/2012).

Статья 15. Уменьшение уставного фонда

Статья 15. Уменьшение уставного фонда

1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального размера уставного фонда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия (ст.ст. 11 — 19)

Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

>
Имущество унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приложение. Положение об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Приложение
к постановлению администрации
Ибресинского района
от 27 апреля 2017 г. N 212

Положение
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

С изменениями и дополнениями от:

Настоящее Положение устанавливает порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Ибресинского района (далее — МУП) и определяет компетенцию органов, участвующих в данном процессе.

1. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Читайте так же:  Может ли учредитель ооо стать самозанятым

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости муниципального имущества.

Имущество — материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

Муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, созданная муниципальным образованием и не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней муниципальным образованием.

Стоимость чистых активов — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Уставный фонд муниципального унитарного предприятия — минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Правовые акты, регламентирующие процесс внесения средств в уставный фонд муниципальных унитарных предприятий

Увеличение (уменьшение) уставного фонда МУП осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и последующих изменений, Уставом Ибресинского района и иными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, Ибресинского района и настоящим Положением.

3. Увеличение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

3.1. Способы увеличения уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Увеличение уставного фонда МУП может осуществляться за счет:

— имущества, дополнительно передаваемого собственником (в т.ч. денежные средства, ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи, имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку);

— доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

3.2. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, принимает администрация Ибресинского района.

Оформление документов по увеличению уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, осуществляет отдел экономики и управления имуществом администрации Ибресинского района (далее — отдел экономики).

Передача дополнительного имущества оформляется актом приема-передачи имущества, содержащим конкретный перечень имущества, имеющего денежную оценку и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, закрепленным в уставе МУП.

Стоимость имущества, дополнительно передаваемого собственником для увеличения уставного фонда МУП, определяется на основании отчета об оценке в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3.3. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет доходов, полученных в результате деятельности такого МУП, принимает администрация Ибресинского района на основании письменного обращения директора МУП.

Доходами МУП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого МУП, за исключением вкладов собственников имущества.

Не признаются доходами МУП поступления от других юридических и физических лиц, а именно суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

3.4. Порядок формирования уставного фонда вновь создаваемого муниципального унитарного предприятия

Уставный фонд МУП может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Решение о формировании уставного фонда вновь создаваемого МУП принимается одновременно с решением администрации Ибресинского района о создании такого предприятия на основании экономического обоснования, подготовленного отделом экономики.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 (трех) месяцев с момента государственной регистрации такого МУП.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке МУП иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 15 июня 2017 г. N 315 в пункт 3.5 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления

3.5. Порядок увеличения уставного фонда действующего муниципального унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда МУП допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи МУП недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Решение об увеличении уставного фонда МУП может быть принято только по истечении финансового года, по окончании которого осуществляется подведение итогов финансово-экономической деятельности МУП.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

По итогам финансового года МУП представляет в отдел экономики бухгалтерскую отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).

Решение об увеличении уставного фонда МУП принимает администрация Ибресинского района на основании письменного обращения МУП, содержащего обоснование необходимости пополнения уставного фонда МУП, а также по результатам анализа показателей на основании годовой бухгалтерской отчетности МУП за отчетный год.

Размер уставного фонда МУП с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда МУП администрация Ибресинского района принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого МУП, а также необходимости проведения МУП государственной регистрации указанных изменений.

Государственная регистрация увеличения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении предприятием соответствующих документов, о внесенных в устав МУП изменениях в связи с увеличением его уставного фонда, а также документов, подтверждающих увеличение уставного фонда МУП.

4. Уменьшение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Собственник имущества МУП вправе, а в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», обязан уменьшить уставный фонд такого МУП.

Читайте так же:  Требования к адресу для регистрации ооо

Решение об уменьшении уставного фонда МУП принимает администрация Ибресинского района одновременно с принятием решения о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Уставный фонд МУП не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. ФЗ-161, минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого МУП обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда МУП до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Федеральным законом 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порядке.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше установленного Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. ФЗ-161 на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 (трех) месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества МУП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость чистых активов МУП определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества МУП в течение 6 (шести) календарных месяцев после окончания финансового года не принимает одно из следующих решений:

— об уменьшении уставного фонда,

— о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда,

— о ликвидации или реорганизации МУП,

кредиторы вправе потребовать от МУП прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 (тридцати) дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда МУП обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы МУП вправе в течение 30 (тридцати) дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.

Уменьшение уставного фонда МУП требует внесения соответствующих изменений в устав предприятия, которые подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.01.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. 161-ФЗ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Муниципальное унитарное предприятие имеет два здания, ранее внесенных в качестве вклада в уставный фонд. Здания пришли в негодность и представляют угрозу жизни. Решено снести эти здания.
Нужно ли в случае сноса зданий менять уставный капитал предприятия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Ликвидация (снос) зданий, ранее внесенных в качестве вклада в уставный фонд, не влечет изменений в уставном фонде предприятия.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Итак, уставный фонд МУПа может формироваться за счет недвижимого имущества.

В данном случае уставный фонд считается сформированным с момента передачи в установленном порядке муниципальному предприятию имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме (п. 2 ст. 13 Закона N 161-ФЗ).

Переданное имущество организация принимает на учет. Если имущество соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», то организация принимает его к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

Бухгалтерский учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).

Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Согласно п. 28 Методических указаний поступление основного средства в качестве вклада в уставный капитал организации отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 75, субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 80

— отражена задолженность по вкладу в уставный фонд предприятия;

Дебет 08 Кредит 75, субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

— отражены вложения во внеоборотные активы;

Дебет 01 (03) Кредит 08

— актив принят к учету в качестве основного средства.

Таким образом, после принятия к учету зданий в качестве основных средств они числятся в активе баланса, а уставный фонд отражается в пассиве баланса.

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Причиной выбытия объекта основных средств может быть, в частности, прекращение использования вследствие морального или физического износа.

Заметим, муниципальное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника имущества (п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). То есть снос зданий необходимо согласовать с собственником имущества.

Операции выбытия каждого здания, имеющего остаточную стоимость, организация отразит в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

Читайте так же:  Откуда взять деньги на открытие бизнеса

— списана первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма амортизации, начисленная до момента ликвидации (сноса) здания;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость ликвидируемого здания.

Таким образом, само по себе выбытие основного средства, не приводит к изменениям в уставном фонде предприятия.

Уменьшение или увеличение уставного фонда осуществляется либо по решению собственника, либо в силу требований закона (ст.ст. 14, 15 Закона N 161-ФЗ).

Обращаем внимание, размер уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 161-ФЗ в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Законом N 161-ФЗ порядке.

Кроме того, в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного Законом N 161-ФЗ на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. А размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Полагаем, что оценку стоимости чистых активов МУП может производить в таком же порядке.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия суммы пассивов, принимаемых к расчету (обязательств, задолженностей). Так, в сумме активов должна быть остаточная стоимость основных средств наряду с остальными активами. Следовательно, при ликвидации основных средств, имеющих остаточную стоимость, изменяется (уменьшается) стоимость чистых активов предприятия, которые необходимо контролировать и сравнивать с размером уставного фонда предприятия. Если после сноса зданий стоимость чистых активов МУП по окончании финансового года не окажется меньше размера уставного фонда, то нет необходимости принимать решение об уменьшении размера уставного фонда. Следовательно, никаких изменений по счету 80 «Уставный капитал» вносить не нужно.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ГЛАВБУХ-ИНФО

Четверг
13 февраля 2020 г.

МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
11280 руб.
7,5%

Типовые бланки

Полезности

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Классификаторы

Разработка сайта:

Видео (кликните для воспроизведения).

Главный редактор:

Учет уставного фонда унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни­ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образова­нию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответ­ствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитар­ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, госу­дарственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен состав­лять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату его государственной регистрации.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяй­ственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками уни­тарного предприятия.

Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным орга­ном или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источники

Читайте так же:  Химпром акции привилегированные сколько в лоте
Уменьшение уставного капитала унитарного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here