Уведомление об аудиторской проверке чем урегулировано

Главное в статье: "Уведомление об аудиторской проверке чем урегулировано" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Утвержден порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности

pressmaster / Depositphotos.com

Напомним, ч. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) установлено, что аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, уведомляет Федеральное казначейство о начале оказания услуг по проведению такого аудита.

Так, уведомление должны подавать аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, государственных и публично-правовых компаний. Сюда же относится и обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности (ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Может ли индивидуальный аудитор проводить ежегодный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества? Узнайте из материала «Аудитор АО» в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В целях реализации указанных норм Минфин России определил правила уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В частности, установлено, что уведомление направляется в Федеральное казначейство однократно в течение 20 рабочих дней, следующих за датой заключения аудиторской организацией первого договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Оно оформляется в форме электронного документа или в письменной форме и подписывается руководителем аудиторской организации или иным уполномоченным лицом собственноручной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью соответственно.

При этом предусмотрено несколько способов направления уведомления:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • непосредственно в Федеральное казначейство.

В зависимости от выбранного способа направления уведомления датой его направления считается день направления по телекоммуникационным каналам связи, день заказного почтового отправления или день, указанный в отметке Федерального казначейства о принятии уведомления.

Одновременно приказом утверждена форма уведомления Федерального казначейства о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. В уведомлении необходимо указать полное наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ, основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, а также указать контактную информацию. Кроме того, должна быть прописана дата договора на проведение обязательного аудита, а также полное наименование и основной номер регистрационной записи в ЕГРЮЛ аудируемого лица. В уведомлении следует проставить и период отчетности.

Уведомление об аудиторской проверке чем урегулировано

Руководителям аудиторских организаций – членов СРО ААС.

Уведомляем, что решением Совета по аудиторской деятельности от 19.06.2014 года (протокол №13) одобрены Рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном Интернет-сайте. СРО аудиторов предложено:

а) установить в качестве требования к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», раскрывать (размещать) на своих официальных Интернет-сайтах не позднее двух месяцев после окончания календарного года ежегодный отчет о своей деятельности;
б) осуществлять разъяснительную работу со своими членами в отношении раскрытия ими информации о своей деятельности;
в) осуществлять в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций контроль за раскрытием ими информации о своей деятельности.

Рекомендациям определен минимальный перечень сведений, подлежащих размещению на Интернет-сайте аудиторской организации.
С Рекомендациями можно ознакомиться на сайте СРО ААС в разделе «Аудиторам/Раскрытие информации», а также на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/audit_deyat/

Решением Правления СРО ААС от 20.02.2015 года (протокол №164) в Положение о членстве в СРО ААС внесены изменения — Раздел 7 «Права и обязанности членов СРО ААС» дополнен пунктом 7.3. (1) следующего содержания:
«7.3. (1) Аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», обязаны раскрывать (размещать) на своих официальных Интернет-сайтах не позднее двух месяцев после окончания календарного года ежегодный отчет о своей деятельности в объеме сведений, не менее перечня, предусмотренного Рекомендациями аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном Интернет-сайте, одобренными решением Совета по аудиторской деятельности от 19 июня 2014 г. (протокол № 13).»

Решением Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности от 10.02.2015 года (протокол № 2-15) требования о раскрытии информации аудиторскими организациями учтены в новых редакциях документов Типового комплекта документов по организации и осуществлению внешнего контроля качества (Анкете, Программе проверки и Отчете о внешней проверке контроля качества работы аудиторской организации – объекта ВККР), соблюдение указанных требований будет проверяться в рамках проведения внешнего контроля качества работы членов СРО ААС.
На основании изложенного, аудиторским организациям – членам СРО ААС, осуществлявшим в течение календарного года обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», необходимо в срок не позднее двух месяцев после окончания календарного года формировать и раскрывать (размещать) на своих официальных Интернет-сайтах ежегодный отчет о своей деятельности.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Уведомление о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита

уведомления Федерального казначейства

Читайте так же:  Какие цели преследует аудиторская проверка

о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита

бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных

в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Указанный приказ регламентирует порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», включая сроки и форму уведомления.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Читайте так же:  Как закрыть некоммерческую организацию с нулевой отчетностью

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте так же:  Сайт регистрации предприятий

«Эти проверки наконец „очистят“ рынок». Что нужно знать про аудиторов в 2020

До последнего времени в Беларуси не было законодательной базы и соответствующего органа контроля за качеством аудиторских услуг. О том, как изменят эту ситуацию учреждение нового органа — Аудиторской палаты и нововведения в последней редакции закона «Об аудиторской деятельности», рассказала управляющий партнер, директор «РСМ Бел Аудит» Валентина Неизвестная.

— В 2020 году внесены некоторые коррективы в закон об аудиторской деятельности, прямо влияющие на рынок услуг. Лично мне импонирует целый ряд принципиальных новшеств, которые уже начали применяться и способны повернуть ситуацию в отрасли в сторону предсказуемости и повышения качества.

Валентина Неизвестная
Управляющий партнер, директор «РСМ Бел Аудит»

Можно сказать, что эти новшества также способствуют дальнейшей популяризации внедрения МСФО в Беларуси, хотя на данный момент эта тенденция и так уже очевидна.

О том, что именно изменилось и как это повлияет на качество услуг и ситуацию на рынке, я расскажу подробнее.

Курс на повышение прозрачности

Я уверена, что проверка отчетности может и должна стать более прозрачным процессом. Этому должны способствовать следующие изменения:

Видео (кликните для воспроизведения).

    Теперь компаниям, которые проводят обязательныые проверки, необходимо представлять в Аудиторскую палату (о ней я расскажу чуть позже) информацию о своей деятельности. К этой информации в том числе относятся данные о финансово-экономических показателях деятельности компании. Подавая их, стоит учитывать, что вся представленная информация будет размещаться Аудиторской палатой на собственном сайте. Пока всю информацию о работе органа можно плучить по ссылке.

Закон также ставит преграду на пути работы в аудиторских компаниях действующих аудиторов-ИП, когда специалист одновременно выступает «в двух лицах». То есть если вы два и более раза проверяли компании как ИП, то работать дальше имеете право только в этом качестве. Одновременно с деятельностью в качестве ИП проводить проверки еще и в качестве штатного сотрудника аудиторской организации вам будет запрещено.

Кроме повышения прозрачности, я считаю, эти изменения в законодательстве будут способствовать созданию условий равной конкуренции на рынке.

Фото с сайта baikalika.ru

Аудиторская палата

Одно из важнейших нововведений закона «Об аудиторской деятельности» — создание в республике органа самоуправления — Аудиторской палаты. Ее основные функции — это представление и защита интересов компаний, которые проводят аудит, оказание им методической помощи, участие в образовательном процессе, осуществление внешней оценки качества работы организаций и специалистов — индивидуальных предпринимателей.

Для реализации этих и других функций в структуре Аудиторской палаты созданы специализированные органы, действующие на основании принятых палатой положений. Например, для координации и оценки деятельности Аудиторской палаты, обеспечения реализации ее уставных целей и задач законом предусмотрено создание наблюдательного совета.

Понятно, что создание и последующее становление Аудиторской палаты приведет к «очистке» рынка от недобросовестных лиц.

Речь идет, скажу прямо, об откровенном демпинге, порой дутой численности работников, манипуляциях с выручкой. В конечном итоге это должно положительно сказаться на отрасли в целом, потому что именно из-за таких компаний складывается негативное, скептическое отношение к аудиту в принципе.

Вот основные предписания и правила, заложенные в новом законе об аудиторской деятельности, которые являются ключевыми в международной практике и должны положительно повлиять на развитие отрасли в нашей стране:

  • Оценка качества работы
  • Внешний и внутренний контроль работы всех участников проверки
  • Применение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров
  • Утверждение основных принципов деятельности
  • Обоснованность сформированных выводов и выраженного аудиторского мнения.

Искренне надеюсь, что такая предусмотренная законом система сдержек и противовесов создаст нормальные, понятные, равные условия для работы и развития качественного и ответственного аудита.

Как и на каких условиях участник (акционер) компании может заказать аудиторскую проверку?

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин — «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
  • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Заключив договор Заказчик обязан:

  • содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • своевременно оплачивать услуги аудита;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Таким образом, в Законе № 307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Читайте так же:  Открыть ооо в армении

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

Обязательная внешняя оценка

Внедрение механизма обязательной внешней оценки качества работы всех участников аудита — новая, сложная, но, на мой взгляд, вполне посильная задача. При условии, что процесс будет основан не на воздушных теоретических прожектах, а на реальных формах и способах, с учетом конкретных требований ко всем участникам проверки. Как я говорила, уже сейчас есть основания утверждать, что он будет строиться с учетом международных стандартов контроля качества и в соответствии с утвержденным Аудиторской палатой планом-графиком внешней оценки качества работы на год.

При этом планируется, что в целях обеспечения принципа независимости и конфиденциальности рабочие группы по проведению внешней оценки качества будут возглавлять сотрудники специализированного органа Аудиторской палаты по внешней оценке качества. Эти специалисты должны будут в обязательном порядке соблюдать правила этики аудиторов.

По правилам, уже утвержденным Минфином, внешняя оценка может осуществляться несколькими путями:

  • Полная (комплексная) оценка работы всех участников аудита
  • Тематическая оценка, когда проверка проводится по отдельным, выбранным видам деятельности
  • Мониторинг системы внутренней оценки, которую осуществляют сами аудиторы.

Сложность этой задачи, на мой взгляд, в том, что дело — новое. Это значит, что вопросы качества принципиальны для дальнейшей работы специалистов, но опыт может нарабатываться практикой, которая еще только должна появиться в перспективе. Поэтому контролирующим сотрудникам здесь очень важно не создать напряженность, не отступив при этом от объективности и требовательности. В то же время я говорю о посильности и своевременности этой задачи, потому что:

  • Уже сейчас в стране есть достаточно много профессионалов со знанием международных стандартов аудита
  • Очевидно, что есть стремление большого числа аудиторских компаний и ИП к нормальной оценке своей деятельности и объективному взгляду взгляду со стороны. Специалисты в отрасли понимают, что третейский контроль выгоден в конечном итоге им самим.

Таким образом, складывается вполне сбалансированная ситуация, в которой новый общественный орган — Аудиторская палата — будет проводить внешнюю оценку качества работы организаций. А сами компании и ИП будут осуществлять внутреннюю оценку качества своей работы в соответствии с установленными ими своими собственными правилами деятельности.

Лично я положительно отношусь к установлению именно такого контроля в профессии и вижу 2020 годом становления регулятора деятельности — Аудиторской палаты.

Фото с сайта yandex.ru

Об уведомлении о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральное казначейство сообщает, что в соответствии с положениями части 2 статьи 10.1. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») с 29 октября 2017 года аудиторским организациям необходимо уведомлять уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Согласно положениям пункта 5 части 6 статьи 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» невыполнение указанной обязанности может повлечь исключение аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Роль МСФО

Основным лейтмотивом новой редакции закона «Об аудиторской деятельности» я вижу повышение качества аудиторских услуг, которое напрямую связано с поступательным внедрением МСФО в Беларуси.

Читайте так же:  Как перейти на типовой устав ооо

Так, например, в новой редакции закона изменены подходы к возможности проведения аудиторскими организациями обязательного аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО. В частности, сейчас стало необходимо наличие в штате не менее трех (вместо двух, как было ранее) аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО. Дело в том, что аудит по МСФО — это определенная новая, более высокая ступень квалификации специалистов. И потребителями таких услуг являются в первую очередь публичные компании (например, открытые акционерные общества), подлежащие обязательным проверкам.

А в соответствии с новыми требованиями белорусского законодательства компании освобождаются от обязательной проверки годовой консолидированной отчетности, если у них проведен обязательный аудит в соответствии с МСФО.

В этих обстоятельствах вполне логично выглядит повышение требований к численности аудиторов-международников — это адекватная реакция на расширение сферы применения международных стандартов отчетности в нашей стране. Например, только с 1 января 2020 года в Беларуси в качестве технических нормативных актов вводятся три стандарта МСФО и излагаются в новой редакции 2 таких стандарта.

Кроме того, организациям, которые проводят обязательный аудит отчетности по МСФО, необходимо не реже одного раза в три года проходить внешнюю оценку качества работы. И, поскольку результат такой оценки должен соответствовать критериям, которые позволяют оказывать услуги по международным стандартам, процесс потребует эффективного внешнего (впрочем, как и внутреннего) контроля в обязательном порядке.

Все эти изменения ведут к тому, что к участию в проведении внешней оценки качества работы как по национальным, так и по международным стандартам будут приглашаться наиболее квалифицированные специалисты. Кадры должны владеть методиками и процедурами осуществления внешней оценки качества работы, пройти соответствующее обучение. Конечно, пока это — теория, но, с другой стороны, это ведь и первый шаг к практике:)

Фото с сайта mir24.tv

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. № А23-536/2013).

Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. № А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. № А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. № 17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

ГК «РосКо — Консалтинг и аудит» образована в 2004 году. Являемся членом Московской ТПП, Палаты Налоговых консультантов, СРО «Российский союз аудиторов» и НП «Партнерство РОО».

Источники

Уведомление об аудиторской проверке чем урегулировано
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here