Внутренний аудит в системе финансового контроля

Главное в статье: "Внутренний аудит в системе финансового контроля" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Внутренний аудит в системе финансового контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) пункт 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2020 года. Это означает, что действующие в настоящее время порядки осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, принятые соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее — Порядки), должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2020 года;

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Это означает, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и (или) принявшие решение об упрощенной организации внутреннего финансового аудита с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, и (или) Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

Ранее изданные внутренние акты (стандарты) главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению ими внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита».

Также сообщаем, что в проекте федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» учтены особенности организации и осуществления внутреннего финансового аудита на уровне субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), исходя из которых определены несколько возможных форм организации внутреннего финансового аудита, в том числе упрощенная организация внутреннего финансового аудита.

Читайте так же:  Присутствовали учредители ооо

Обращаем внимание, что объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры (операции) главного администратора (администратора) бюджетных средств, что не подразумевает проведения выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных этому главному администратору (администратору) бюджетных средств учреждений (администраторов бюджетных средств) в рамках осуществления внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Порядков, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год рекомендуется сформировать с учетом положений Порядков.

Минфин России просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанное письмо до главных администраторов бюджетных средств субъекта Российской Федерации, а также до финансовых органов муниципальных образований (главных администраторов средств местного бюджета).

A.M. Лавров

Обзор документа

Минфин выпустил разъяснения по вопросам внутреннего финансового контроля и аудита с учетом изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января 2020 г., и указал:

— главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий;

— аудит нужно будет проводить в соответствии с федеральными стандартами.

Типовые (общие) перечни бюджетных процедур, также как и типовые перечни бюджетных рисков устанавливать в федеральных стандартах не предполагается. При этом подходы к оценке бюджетных рисков будут установлены в стандарте «Планирование внутреннего финансового аудита».

Внутренний финансовый контроль

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 1

В современных условиях рыночной экономики, совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение реформирования системы финансового контроля.

Одним из перспективных видов финансового контроля является аудиторский финансовый контроль, который бывает двух видов: внешний и внутренний аудит.

Важнейшим элементом управления, обеспечивающим возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение, и неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия является внутренний аудит. Его основная задача — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РФ внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица. Деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Однако она может быть и достаточно независимой, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации или внешние аудиторы.

Учитывая, что внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта, его можно квалифицировать как внутренний аудиторский финансовый контроль. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством или собственниками в зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта;
  • состояния внутреннего контроля.

К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками или руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства или собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) было разработано следующее определение: «внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах». Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проведенных проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате организации и подчиненные ее руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями организации, так и организацией в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

  • проверку систем контроля, направленную на выработку политики организации в рамках законодательства;
  • оценку эффективности и экономичности операций организации;
  • проверку уровня достижений запланированных (программных) целей;
  • подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри организации.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют внутренние ревизоры (ревизорские группы) при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.
  2. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
  3. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
  4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

На данный момент стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего финансового аудиторского контроля, и конкретные методики проведения аудита не разработаны, поэтому в своей деятельности лица, осуществляющие внутрифирменный аудит, руководствуются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В настоящее время функции разработки внутрифирменных стандартов возложены на самих внутренних аудиторов. Чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования, деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, стандарта.

Читайте так же:  Нужен ли директор при регистрации ооо

Термин «стандарт» здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятого у нас. Вместо «стандарты аудита» за рубежом применяют и другое название — Code of Ethics for Auditors, которое можно перевести как «стандарты поведения», «этический кодекс» или, наконец, «правила для аудиторов».

При этом каждая методика позволит существенно сократить время осуществления аудиторской проверки. При этом возникает необходимость разработки базовых методик проверок различных объектов аудиторского контроля с приведением в них целей и задач аудита, источников информации, классификации возможных нарушений и типовых ошибок, последовательности работ (в том числе перечней действий внутреннего аудитора в тех или иных ситуациях), типовых рабочих и отчетных документов.

Для сопоставимости информации аудиторские процедуры по сбору аудиторских доказательств можно рекомендовать осуществлять в три этапа (табл. 1).

Процедуры по сбору аудиторских доказательств

Разработанные методики необходимо совершенствовать для приведения их в соответствие с меняющимися условиями.

Роль негосударственного аудита в системе финансового контроля

«Финансы», 2014, N 9

В современном мире негосударственный аудит как сформировавшийся социальный (экономический) институт является неотъемлемой составляющей системы финансового контроля и играет значимую роль в обеспечении экономической безопасности личности, общества и государства. Под негосударственным аудитом предлагается понимать аудит, осуществляемый в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Рассматривать такой аудит как «негосударственный» необходимо в связи с тем, что в соответствии с Законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Однако в Бюджетном кодексе РФ термин «аудит» используется только в контексте эффективности (ч. 2 ст. 157 БК РФ) и внутреннего финансового аудита (ч. 2 и 4 ст. 157, ст. 160.2-1), а также в контексте проверки бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (ст. 168.3, регламентирующая полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации).

В ходе экономической деятельности заключаются сделки, выдаются кредиты, помещаются на банковские счета денежные средства, принимаются решения об инвестировании средств, оценивается вероятность банкротства и пр. Именно негосударственный аудит играет важную роль в процессе снижения до приемлемого уровня информационного риска пользователей информации при принятии решений. Е.М. Гутцайт отмечает, что «информационное звено экономических и социально-экономических систем, поставляющее для принятия управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности бухгалтерской отчетности (обычно это аудит), анализ и поддержка принятия решений» .

Гутцайт Е.М. Аудит и другие науки. М.: ВивидАрт, 2011. 374 с.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нерешенными проблемами негосударственного аудита являются и проблемы качества аудита и его контроля, проблемы взаимодействия негосударственного аудита и государственного аудита в части проверок организаций, подлежащих как обязательному аудиту, так и государственному финансовому контролю, проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования аудита (например, в части признания аудиторского заключения заведомо ложным), и др.

Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. М., 1997.
См. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика (серия «Учебники для вузов. Специальная литература»). СПб., 2000. См. также и другие работы С.М. Бычковой.

Полисюк Г.Б., Корчагина Л.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: проблема выявления искажения информации // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 4. С. 44 — 52.

С другой стороны, нельзя не учитывать, что применяемые современные информационные технологии предоставляют как правоохранительным органам, так и аудиторам массу возможностей быстро получать большой объем аналитической и фактической информации относительно экономического субъекта и его окружения (например, пользуясь услугами, оказываемыми группой компаний «Интегрум» (http://www.integrum.ru)). Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (ФП(С)АД) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» установлена обязанность аудитора изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011).

Следует отметить, что вопросы исследования природы корпоративного мошенничества имеют длительную историю. Более ста лет назад первые теоретики и практики аудита исследовали природу преступлений, совершаемых бухгалтерами, и А.Т. Ватсон выделял одиннадцать типичных преступлений бухгалтеров . В наше время, проанализировав указанный перечень, можно сделать вывод о том, что практически он не сократился, более того, спектр противоправной деятельности современных бухгалтеров значительно расширился. Английские теоретики аудита XIX в. исследовали психологию лиц, совершавших экономические преступления, анализировали возможности их выявления и пресечения, А.Т. Ватсоном были сформулированы условия для выявления фальсификаций в учете. К сожалению, масштабы преступной деятельности со стороны лиц, находящихся в числе высшего управленческого персонала организаций, в том числе бухгалтеров, с годами не снижаются, а выявленные условия действуют и в настоящее время. В этой связи представляет интерес оценка масштабов внутрикорпоративных мошенничеств и роли внутреннего аудита в их предупреждении и пресечении, данная О.Б. Ивановым .

Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. М., 1991.
Иванов О.Б. Ключевая роль внутреннего аудита в пресечении и предупреждении внутрикорпоративных мошенничеств // Аудиторские ведомости. 2014. N 5. С. 13 — 26.

Преступления экономической направленности, среди которых можно отметить как разного рода мошеннические действия, так и финансовые преступления, к которым можно отнести коррупцию, отмывание денег, финансирование терроризма, налоговые, иные финансовые преступления, в том числе связанные с хищениями бюджетных средств, представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Соответственно, негосударственный аудит как социальный (экономический) институт должен стоять на защите интересов общества, обеспечивая лиц, принимающих решения на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности, качественной и надежной информацией о степени достоверности отчетности, представленной в аудиторском заключении.

Отечественный негосударственный аудит фактически прошел все три этапа становления за два десятилетия. В декабре 2013 г. исполнилось 20 лет нормативно-правовому регулированию аудиторской деятельности в России, однако фактически аудит начался с создания первой «советской аудиторской организации» — фирмы «Инаудит» . Затем в отсутствие нормативного правового регулирования создавались организации, в уставах которых была предусмотрена аудиторская деятельность, проводились съезды, обсуждались законопроекты. Именно в этот период на отечественный аудиторский рынок пришли представители компаний — лидеров мирового аудита, зарегистрировав юридические лица в соответствии с российским законодательством (табл. 1).

Читайте так же:  Регион регистрации юридического лица

Постановление Совета министров СССР N 1033-245 «О создании советской аудиторской организации».

Система финансового контроля и внутренний аудит

«Аудиторские ведомости», N 3, 2003

Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля (внутреннего контроля, внутрихозяйственного контроля) на промышленных предприятиях. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии с целью снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес — планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия, его собственников, а также непосредственно работников.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют администрация предприятия, бухгалтерия, на крупных предприятиях — специально созданные службы внутреннего аудита, контрольно — ревизионного отдела, отдела управления затратами и другие подразделения. Развитие системы внутреннего контроля, построенной на отношениях между структурными подразделениями предприятия (отделы, службы, производственные цеха, участки, бригады), в значительной мере требует качественно нового теоретического осмысления сути контроля, его роли в управлении предприятием.

Рассматривая сложившуюся в рыночной экономике классификацию видов контроля, можно убедиться, что не система контроля должна зависеть от деятельности представляющих ее субъектов, а субъекты контроля должны осуществлять контрольные функции в пределах прав, обязанностей и ответственности для достижения целей представляемой ими системы. Это связано с тем, что наиболее существенным и устойчивым признаком вида контроля служат целевая установка и круг задач, от которых зависит компетенция органа, осуществляющего контроль.

Непосредственно к анализу содержания контроля примыкает проблема его действенности. Действенность контроля напрямую связана с его качеством. Контроль необходимо ориентировать не на выявление и фиксацию уже свершившихся потерь разного рода, а на их предупреждение. Посредством контроля на основе детального изучения финансово — хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, на сбережение денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возникновения отклонений от законодательства, нормативных актов, оптимальных режимов функционирования предприятия.

Таким образом, контроль как неотъемлемая составная часть механизма управления в условиях рынка претерпевает серьезные изменения, в первую очередь связанные непосредственно с содержанием контроля и его местом в системе управления. Тесно взаимодействуя с другими функциями управления, контроль является основным источником информации для разработки и принятия оптимальных управленческих решений и, следовательно, занимает ведущее место в системе управления предприятием.

На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.

Исходя из функций внутреннего контроля в экономической литературе принято выделять такие его основные виды, как управленческий (административный) и управленческо — финансовый контроль.

Управленческий контроль — это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности. Учет по центрам ответственности предполагает разграничение полных затрат и затрат данного центра ответственности.

Обычно выделяют несколько центров ответственности:

  • центр доходов, где формируется информация об объеме выпуска продукции, в денежной оценке — доходе предприятия;
  • центр затрат, где осуществляется измерение затрат;
  • центр нормативной себестоимости — разновидность центра затрат, где установлены нормативы по элементам затрат;
  • центр прибыли, где измеряется соотношение между доходами, получаемыми центром, и его затратами.

Создание центров ответственности на крупных предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, позволяет децентрализовывать ответственность за получение прибыли и повышать эффективность работы отдельных подразделений, так как менеджеры центра непосредственно вовлечены в бизнес данного центра и постоянно конкурируют между собой. И здесь важно организовать действенную систему управленческого контроля, что позволит руководству предприятия делегировать свои полномочия по управлению затратами подчиненным, которые могут более детально ориентироваться в обстановке на местах. В этом случае руководство выполняет функции контроля за действиями людей в центрах затрат и в целом за финансово — хозяйственной деятельностью. Эти функции возможно осуществлять с помощью не только управленческого, но и управленческо — финансового контроля, так как производственные отношения тесно связаны с финансовыми.

В рыночной экономике, когда важнейшая цель каждого хозяйствующего субъекта — достижение эффективности хозяйственной деятельности, получение максимально возможной прибыли, значение финансового контроля возрастает. Благодаря этому виду контроля обеспечиваются получение достоверной информации, ее соответствие реальному положению дел в каждом звене финансовой системы. С помощью финансового контроля руководство предприятия может осуществлять эффективное финансово — хозяйственное управление, а собственники — следить за управляющими их капиталов, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.

Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Таким образом, предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов, а объектом контроля — органы управления, деятельность которых непосредственно связана с данными процессами.

Так, в систему финансового контроля входят, во-первых, управленческо — финансовый контроль, осуществляемый всеми структурными подразделениями предприятия, и, во-вторых, отдельные независимые от учетно — финансовой службы специализированные подразделения внутреннего аудита. Например, департамент финансового менеджмента, возглавляемый финансовым директором, главным бухгалтером, контролирует финансовые потоки предприятия. В частности, бухгалтерия отвечает за полноту и своевременность отражения хозяйственных операций, правильность и достоверность составления бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета и представление отчетности в налоговые органы. Департамент осуществляет контроль за финансовыми активами предприятия, взаимодействует с партнерскими группами. Другие департаменты управления представлены департаментом маркетинга (контролирует и определяет ценовую политику, формирует стоимость продаж), производственным департаментом (контролирует сбытовую деятельность, материально — техническое обеспечение производственного процесса), департаментом кадров (занимается вопросами организации системы управления персоналом, оценкой кандидатов при приеме на работу, увольнением сотрудников) и др.

Читайте так же:  Закрыть ооо без согласия учредителей

На промышленных предприятиях центрами ответственности являются отдельные цеха, участки, бригады, возглавляемые их руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие.

Важнейшим условием реализации внутреннего финансового контроля являются финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Финансовая информация одновременно служит и информационной базой для управленческого учета, но, очевидно, не ограничивается ею.

  • проводится внутри предприятия (или структуры управления) его служащими, которых обычно называют внутренними контролерами или внутренними аудиторами;
  • организуется по решению руководства предприятия;
  • содержится на средства предприятия.

В обязанности внутренних контролеров могут быть включены:

  • проверка эффективности системы контроля;
  • оценка эффективности предприятия;
  • определение уровня достижения программных целей.

На внутренних контролеров (аудиторов) могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата. Управленческий учет должен помогать руководителям в выполнении их функций, формулировании правильной политики предприятия.

Заметим, что организация служб внутреннего контроля необязательна для субъектов хозяйствования. Если соотношение между эффектом от деятельности внутренних контролеров и затратами на их содержание не в пользу внутреннего контроля, то обычно либо предпринимаются меры для улучшения внутреннего контроля, либо он ликвидируется.

В случаях, когда информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, не вызывает доверия у собственников, возникает потребность в проведении внешнего финансового контроля. Как правило, основная цель внешнего контроля заключается в составлении мнения о достоверности финансового положения, представленного в финансовых отчетах, соответствии результатов операций и движения денежных средств субъекта хозяйствования общепринятым принципам бухгалтерского учета и законодательным нормам. В более общем случае речь идет о достоверности финансового состояния объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности. Таким образом, внутренний и внешний финансовый контроль во многом дополняют друг друга.

О проведении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных и автономных учреждений

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В редакцию поступила просьба разъяснить вопрос о правомерности осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственными им бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим данный вопрос.

Внутренний финансовый аудит

Согласно ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) (далее – главные распорядители бюджетных средств) обязаны осуществлять на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит. Он осуществляется в целях:

оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового аудита должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления главными распорядителями средств федерального бюджета такого аудита – Правила № 193. Именно этим документом должно руководствоваться, например, Минобрнауки при проведении внутреннего финансового аудита. Кроме того, в целях обеспечения единообразного подхода к такому аудиту Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822 утверждены специальные методические рекомендации, которые, соответственно, носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям бюджетных средств в ходе внутреннего финансового аудита.

В силу п. 30 Правил № 193 объектами указанного аудита являются структурные подразделения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, подведомственные ему распорядители и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в ситуациях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Обратите внимание: аналогичный вывод сделал Минфин в Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864.

Внутренний финансовый контроль

Согласно ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный:

на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с п. 3 Правил № 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;

оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового контроля должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля – Правила № 193. Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденными Приказом Минфина РФ от 07.09.2016 № 356.

Читайте так же:  Ликвидация ооо с несколькими учредителями

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Ведомственный контроль

Может возникнуть вопрос, на основании чего и в каком порядке должен осуществляться контроль за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Напомним, что в силу п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259 Минфин отметил: с учетом реализации механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;

выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;

определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;

оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

В Письме от 12.04.2017 № 02-02-05/21864 Минфин отмечает, что в соответствии с п. 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует свою учетную политику. При этом актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику, утверждается в том числе порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля. При разработке указанного порядка Минфин рекомендует использовать подходы, предусмотренные Правилами № 193.

В заключение еще раз отметим, что внутренний финансовый контроль обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

В свою очередь, внутренний финансовый аудит обязаны осуществлять все главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. При этом указанная обязанность не исчезает и при отсутствии у данных органов подведомственных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем указанные органы не вправе осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Источники

Внутренний аудит в системе финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here