Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли

Главное в статье: "Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Перспективы организации контроля и аудита в государственном секторе

26 июля текущего года принят Федеральный закон № 199 (Федеральный закон от 26 июля 2019 года № «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». ), в соответствии с которым из Бюджетного кодекса исключаются нормы о ВФК (из статьи 157 и статьи Также будут отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и Правила осуществления ВФК, утвержденные на региональном и местном уровнях. Как в этом случае главные администраторы (администраторы) бюджетных средств будут осуществлять внутренний контроль, который, по сути, является действенным инструментом управления?

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

Изменения Бюджетного кодекса, касающиеся исключения из числа бюджетных полномочий ГА(А)БС полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, можно рассматривать как положительное явление, поскольку созданную к сегодняшнему дню систему ВФК можно характеризовать как излишне формализованную, что привело и к формальному отношению к самому внутреннему финансовому контролю. Конечно, от ВФК, точнее, от внутреннего контроля (ВК) отказываться не надо, так как за последние годы разработаны различные механизмы его осуществления как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, внедрены автоматизированные средства контроля, подготовлены кадры и приняты другие меры. Исключение же ВФК из бюджетного полномочия и выведение из-под контроля со стороны органов Г(М)ФК позволят существенно снизить заформализованность мероприятий в рамках осуществления контроля внутри ГА(А)БС, и их руководители смогут действовать более свободно. По своей сути ВК — это чисто управленческий инструмент руководителя, который был, есть и будет. Без управленческого контроля ни одна организация просто не может функционировать.

Кроме того, Законом № 199 в БК РФ закрепляется новая норма о том, что внутренний финансовый аудит будет осуществляться согласно федеральным стандартам. Данные стандарты сейчас разрабатываются Минфином России в соответствии с утвержденной в конце 2018 года программой ( Программа разработки в Министерстве финансов РФ федеральных стандартов внутреннего финансового аудита на (утв. Минфином России 14 ноября 2018 года).). Одним из таких стандартов будет регламентировано, что при проведении ВФА осуществляется оценка ВФК и готовятся рекомендации по повышению его эффективности.

Главный вопрос, который сейчас стоит перед идеологами реформирования ВФК и ВФА, — как интегрировать наработки в области ВФК в общую систему ВК. Основное изменение, которое должно состояться, — это чтобы система ВК была направлена не только на финансовые вопросы, но и на все подсистемы управления организации государственного сектора (управление кадрами, управление материальными ресурсами, управление информационными технологиями, управление реализацией государственных программ и т. д.). При такой трансформации контроля от некоторых атрибутов ВФК необходимо отказаться, поскольку они и стали причиной формального подхода к его организации и осуществлению. Но также есть и наработки, которые необходимо сохранить и развивать в дальнейшем.

Отказываемся от нынешних карт ВФК

На наш взгляд, в первую очередь стоит отказаться от существующих условно универсальных (единообразных) карт ВФК. В настоящее время карты ВФК в том виде, в котором они утверждены, представляют интерес скорее для внешних проверяющих, а не для руководства организаций. Кроме того, их ведение — это дополнительная нагрузка на сотрудников и руководителей ГА(А)БС.

Например, в карте ВФК указана подлежащая контролю операция, которая состоит из большого количества действий и к тому же выполняется не за один день. Возникает вопрос: как технически руководитель будет проверять, осуществляют ли сотрудники контроль в соответствии с утвержденной картой ВФК? Давайте разберем процесс осуществления ВФК на примере операций «Формирование ОБАС» (ОБАС) и «Формирование заявки на кассовый расход по установленной форме» (Заявка). Так, в соответствии с приказом Минфина России № 356 ( Приказ Минфина России от 7 сентября 2016 года № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля».) в карте ВФК должны быть отражены в том числе следующие позиции:

  • метод контроля;
  • периодичность контроля;
  • контрольные действия;
  • способ контроля.

Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Обзор документа

С 1 января 2020 г. вступают в силу поправки к БК РФ, касающиеся внутреннего финансового контроля (ВФК) и аудита (ВФА). Минфин подготовил разъяснений по данному вопросу.

В частности, ведомство указало, что после названной даты главные администраторы (администраторы) бюджетных средств не обязаны издавать (использовать) нормативные правовые акты по ВФК. Они вправе самостоятельно определить порядок проведения ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

До завершения госрегистрации федеральных стандартов ВФА главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами.

План проведения аудиторских мероприятий на 2020 г. может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом федерального стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части содержания плана).

Годовую отчетность о результатах ВФА за 2019 г. рекомендуется сформировать до 1 февраля 2020 г.

Чтоб процесс не стал формальным

Правительство Оренбургской области утвердило Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в 2014 году (далее — Правила). В этом же году региональный Минфин разработал и утвердил положение об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Оренбургской области.

Читайте так же:  Сроки регистрации ооо при создании

Лариса Андреевна БАЙГУБЕКОВА,
главный специалист — специалист по внутреннему контролю и аудиту Министерства финансов Оренбургской области

На первоначальном этапе создания системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Министерство финансов Оренбургской области представляло собой орган власти, являющийся главным администратором доходов, главным распорядителем бюджетных средств и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета. Министерство не имело подведомственных учреждений. Внутренний финансовый контроль осуществляли структурные подразделения, исполняющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с чем были уточнены положения структурных подразделений министерства, скорректированы должностные регламенты сотрудников, закреплены полномочия по осуществлению контроля за специалистами и руководителями подразделений, выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

В настоящее время Министерство финансов Оренбургской области имеет в своей структуре два подведомственных учреждения — государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр по обеспечению» и государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр бюджетного учета и отчетности».

В связи с изменениями в структуре скорректировано положение об осуществлении ВФК и ВФА в министерстве и подведомственных казенных учреждениях, при этом были приняты во внимание положения региональных правил и методические рекомендации по внутреннему финансовому контролю, утвержденные приказом Минфина России № 356. В частности, уточнен перечень бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль, скорректированы формы карты и журнала внутреннего финансового контроля.

Письмо Минфина России от 22 июня 2018 г. N 02-02-05/43273 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее — ФГБУК) о порядке осуществления внутреннего финансового аудита, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее — Правила, постановление) внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

На основании пункта 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, который обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в ФГБУК, что не соответствует пункту 36 Правил. Внутренний финансовый аудит в ФГБУК осуществляет комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, то есть сотрудники, возглавляющие структурные подразделения ФГБУК и осуществляющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с этим в ФГБУК функциональная независимость при осуществлении внутреннего финансового аудита фактически не обеспечена.

Таким образом, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предусмотрено, что внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником (субъектом внутреннего финансового аудита).

При этом Правилами не установлены требования к профессиональному образованию должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит. Однако, обращаем внимание на то, что при организации внутреннего финансового аудита руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств должны быть приняты меры по обеспечению установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита — законность, объективность, эффективность, независимость и профессиональная компетентность, а также системность, ответственность и стандартизация.

Исходя из положений пункта 28 Правил, полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита включаются в должностные обязанности сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита. При этом в случае привлечения к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников иных структурных подразделений, иных работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в должностные обязанности привлеченных к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников (работников) полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не включаются.

Согласно пунктам 44, 45 Правил аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Правилами не предусмотрено исключений из данного требования. В связи с этим главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств обязаны формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой аудиторской проверки. Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК при составлении программы аудиторской проверки формирование аудиторской группы, а также распределение обязанностей между членами аудиторской группы не осуществлялось.

По вопросу привлечения внешних экспертов для осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем.

На основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидии (далее — государственное задание, субсидия на государственное задание), объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее — Положение N 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Читайте так же:  Регламент аудиторской проверки

Направления использования субсидии на государственное задание определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом федеральным государственным учреждением в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н.

Согласно положениям подпункта «ж» пункта 20 и подпункта «к» пункта 29 Положения N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и нормативные затраты на выполнение работы, на основании которых рассчитывается субсидия на государственное задание, включаются, в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы), включая административно-управленческий персонал (в том числе сотрудники субъекта внутреннего финансового аудита).

Это означает, что в целях привлечения в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внешних экспертов (исполнителей) для осуществления в ФГБУК внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на государственное задание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Врио директора Департамента С.С. Бычков

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98728 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 г.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств федерального бюджета по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»).

В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:

1) Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (далее — Правила), признаются утратившими силу с 1 января 2020 г. (принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2019 г. N 1409 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»);

2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, руководитель федерального органа исполнительной власти несет ответственность, в том числе, за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в федеральном органе исполнительной власти.

Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.

Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.

Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля с учетом отмены Правил с 1 января 2020 г. исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.

Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.

Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном нормативном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» и «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: «Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации».

Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование внутреннего финансового аудита» (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).

Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.

Читайте так же:  Госпошлина регистрация ипотеки юридическое лицо

Это означает, что администраторы бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.

До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.

При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Правил, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (в части указанного содержания плана).

Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год с учетом положений пунктов 55-57 Правил рекомендуется сформировать до 1 февраля 2020 года.

А.М. Лавров

Обзор документа

Проанализировано соответствие установленным требованиям процедуры проведения внутреннего финансового аудита в учреждении культуры.

Было установлено, что ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в учреждении. Однако это не соответствует общим правилам.

Внутренний финансовый аудит проводит комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, т. е. сотрудники, возглавляющие структурные подразделения учреждения и выполняющие внутренние бюджетные процедуры. Таким образом, функциональная независимость при реализации мероприятий фактически не обеспечена.

В силу БК РФ внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником.

При этом не установлены требования к профобразованию упомянутых лиц. Однако должны быть приняты меры по обеспечению принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

Также отмечено, что главный администратор (администратор) бюджетных средств обязан формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой проверки.

В целях привлечения внешних экспертов (исполнителей) для проведения внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на госзадание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании.

Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Убедиться в надежности

При осуществлении внутреннего финансового контроля в министерстве применяется риск-ориентированный подход к определению предмета контроля. Предусмотрен порядок составления и представления структурными подразделениями и подведомственными учреждениями отчетности по результатам внутреннего финансового контроля на основании информации журналов ВФК. К отчетам должны быть приложены пояснительные записки, конкретизирующие отдельные моменты результатов проведенных контрольных действий и содержащие сведения о реализации мер по устранению выявленных в ходе внутреннего контроля недостатков и нарушений, причин их возникновения. На основе сводных отчетов, составленных специалистом по внутреннему контролю и аудиту и обобщающих все представленные сведения, у руководителя формируется четкое представление о результатах внутреннего финансового контроля, выявленных недостатках и нарушениях, что позволяет принимать необходимые управленческие решения или убедиться в надежности системы внутреннего финансового контроля.

Документ ради документа?

Ведение журнала ВФК предполагает непрерывное занесение определенных записей в процессе осуществления контроля. Но зачастую реализация требований по осуществлению контроля и аудита сводится к формальному обеспечению наличия необходимых документов в учреждении. Журнал ВФК, не отражающий процесс контроля, не содержащий записей о выявленных нарушениях и недостатках в ходе самоконтроля и контроля по уровню подчиненности, говорит о формальном отношении к контролю — при таком подходе он не может быть эффективным. Возможно, это спровоцировано излишней задокументированностью ВФК.

Прямое подчинение

В процессе осуществления внутреннего финансового аудита анализируется деятельность структурных подразделений министерства и подведомственных казенных учреждений, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.

Необходимо отметить, что с момента организации ВФА в министерстве деятельность по аудиту возложена на специалиста, координирующего деятельность структурных подразделений по осуществлению ВФК и организующего выполнение внутренних проверок в отношении структурных подразделений (теперь и подведомственных учреждений). Специалист по внутреннему контролю и аудиту подчиняется непосредственно руководителю министерства (министру) и не принимает участие в выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур. Таким образом, принцип независимости внутреннего финансового аудита соблюден министерством уже на начальном этапе его организации.

Главная задача внутреннего финансового аудита в министерстве, конечно же, предупредить нарушения, а не выявить и наказать. В этом предназначение аудита и одновременно — проблема. Многие методологи ВФК и ВФА считают, что в большинстве своем внутренний аудит не может быть так объективен, как проверки внешних контролирующих органов. К тому же ГАБС с малой штатной численностью, не имеющим подведомственной сети, возложить обязанности по аудиту на специалиста, отвечающего необходимым требованиям обеспечения независимости, достаточно трудно. Сегодня эта проблема особенно актуальна на муниципальном уровне. Поэтому мы считаем необходимым законодательно закрепить возможность передачи функций по ВФА органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В министерстве ведется работа, нацеленная на то, чтобы максимально полно использовать выводы аудиторских мероприятий, внести необходимые исправления там, где обнаружены недостатки работы специалистов при осуществлении ими внутренних бюджетных процедур. Устанавливается срок, в течение которого объект аудита информирует специалиста по внутреннему контролю и аудиту о выполнении полученных рекомендаций.

В настоящее время мы пытаемся внедрить риск-ориентированный подход к определению перечня тем аудиторских проверок в соответствии с методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Минфина России № 822.

Сложности организации и функционирования

Одним из сложных моментов при организации внутреннего финансового контроля является определение перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры). Думаю, с такой проблемой столкнулись не только мы — в методических рекомендациях Минфина России и региональных правилах приведен лишь перечень бюджетных процедур, подлежащих контролю, поэтому определение перечня операций — задача самого субъекта контроля. Структурным подразделениям необходимо было проанализировать все выполняемые бюджетные процедуры и выделить операции так, чтобы не разделить их на чрезмерно мелкие, в целях исключения излишних контрольных действий. К тому же отражение в журналах процесса контроля — очень трудоемкий процесс, который требует наличия определенного резерва времени у специалистов. В то же время контроль должен быть эффективным и невключение каких-либо значимых операций в предмет контроля может повлечь риск невыявления нарушений на стадии осуществления бюджетных процессов. Поэтому, несмотря на то что методическая база по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита расширяется, еще необходима конкретизация отдельных моментов.

Читайте так же:  Устав ооо с исполнительным директором образец

Считаю, что на сегодняшний момент в законодательстве недостаточно урегулирован вопрос организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита при централизации учета. В Оренбургской области поэтапно проходит процесс централизации бюджетного учета и отчетности в органах исполнительной власти. Из определения внутреннего финансового контроля следует, что его осуществляют именно исполнители внутренних бюджетных процедур. И если учреждение (централизованная бухгалтерия) выполняет функции по учету и составлению отчетности, то вполне логично было бы возложить на него и функции внутреннего финансового контроля. Однако передача полномочий по ВФК и ВФА не предусмотрена Бюджетным кодексом. Был бы приемлем и другой вариант. Сейчас ВФК и ВФА осуществляются ГАБС только в отношении самих себя и подведомственных им получателей и распорядителей бюджетных средств. Но было бы целесообразно наделить ГАБС полномочиями по ВФК и ВФА в отношении учреждения, осуществляющего для них функции по ведению учета и составлению отчетности — в этом случае требуется конкретизация методов контроля.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются ГАБС, — это отсутствие единого классификатора нарушений, который мог бы применяться и при осуществлении внутреннего финансового аудита. Единый классификатор существенно облегчил бы субъектам аудита квалификацию выявляемых нарушений, обеспечил единый подход к применению тех или иных мер реагирования. Тем более что проблема недостаточной компетенции внутренних аудиторов, к сожалению, тоже имеет место. Порой обязанности внутреннего финансового аудитора в ГАБС возложены не на специалистов — ревизоров, имеющих большой практический опыт в проведении проверок. Поэтому обучение специалистов, занимающихся внутренним финансовым аудитом, разработка специальных программ повышения их квалификации — назревшая необходимость.

Внутренний финансовый аудит: рекомендации утверждены, вопросы остались

В декабре 2016 года приказом Минфина России № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — Методические рекомендации). Данный документ направлен на обеспечение единообразного подхода к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита, полномочия по осуществлению которого установлены статьей Бюджетного кодекса.

Елена Викторовна ЗЕНЦОВА,
заместитель директора департамента развития комплексных решений Компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Если рассматривать содержание Методических рекомендаций с точки зрения того, как в них описаны организационные процессы и технологии непосредственного осуществления внутреннего финансового аудита, то рекомендуемые подходы представляются оптимальными и вполне понятными. Тем более к настоящему времени уже прошел некий период адаптации к новациям бюджетного законодательства, и подавляющее большинство главных администраторов бюджетных средств фактически приступило к реализации полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Методы планирования, организации, проведения контрольных мероприятий, а также оформления и реализации их результатов также стандартны и вполне отработаны.

Определимся с понятиями

Принцип независимости означает отсутствие условий, создающих угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Для сведения органов местного самоуправления. Внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Прокуратурой области в ходе изучения изменений, внесенных в федеральное законодательство, установлена необходимость корректировки муниципальной нормативной правовой базы.

26 июля текущего года принят Федеральный закон № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», который вступил в силу с 06.08.2019, за исключением отдельных положений.

Указанным Федеральным законом уточнены полномочия участников бюджетного процесса по организации и проведению государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, порядок осуществления данных видов контроля.

В частности, внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

— информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

— предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

— заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее – внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 БК РФ.

Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Предусмотрено проведение мониторинга качества финансового менеджмента, который включает в себя мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится:

— финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;

Читайте так же:  Как узнать сколько дивидендов по акциям

— главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.

Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:

1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;

2) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.

Изменения коснулись вопросов исполнения бюджетов по расходам.

В частности, органы муниципальных образований при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом порядком, контроль за:

непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;

соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;


соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;

наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

В порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в дополнение к указанной выше информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

В случае, если бюджетное обязательство возникло на основании муниципального контракта, дополнительно осуществляется контроль за соответствием сведений о муниципальном контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании муниципального контракта, условиям муниципального контракта.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная отчетность включает в себя:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Нововведениями в бюджетном законодательстве установлены дополнительные требования к содержанию пояснительной записки.

Так, пояснительная записка включает информацию об исполнении бюджета, дополняющую информацию, представленную в отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Скорректированы цели осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, а также объекты государственного (муниципального) финансового контроля.

В частности, установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;

финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация);

государственные (муниципальные) учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;

хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

органы управления государственными внебюджетными фондами;

юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Изменения коснулись методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. К ним отнесены: проверка, ревизия, обследование.

Расширились полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В новой редакции изложены нормы Бюджетного кодекса РФ, регламентирующие вопросы направления органом внутреннего муниципального финансового контроля представлений и предписаний объекту контроля, а также требования к их содержанию.

Так, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Предписанием является понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии представлений и предписаний главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также с 1 января 2020 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ, регулирующие общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения.

Источники

Внутренний финансовый аудит отменили и опять приняли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here