Внутренний и внешний финансовый аудит

Главное в статье: "Внутренний и внешний финансовый аудит" с выводами и комментариями специалистов. Если требуется уточнение какого-то вопроса или актуализация данных на 2020 год, то обращайтесь к дежурному консультанту.

Внешний финансовый аудит

Понятие внешнего финансового аудита

Самой востребованной формой внешнего финансового контроля в развитых странах является независимое аудиторство, проводимое квалифицированными специалистами.

Аудит – это внешняя финансовая проверка, проводимая независимыми специалистами (аудиторами), не имеющими отношения к проверяемой организации.

Внешний аудит осуществляется наряду со специально уполномоченными государственными органами, имеющими право проводить финансовый контроль.

Цель данного аудита, помимо основной проверки правильности ведения бухгалтерского учета, может дополняться разработкой рекомендаций по улучшению результатов деятельности предприятия.

  • Осуществляется специалистами аудиторских организаций, выполняют функцию проверки на договорной основе.
  • Направлен на изучение однотипных операций и проверку их отражения в отчетности.
  • Связан с обнаружением фактов несоответствия данным учета и хищений тмц, контролем за искажением отчетности.
  • Должен быть независим от проверяемого лица.
  • Проводится примерно раз в год. Инициативный аудит может проводится по итогам любого периода.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Письмо Минфина России от 22 июня 2018 г. N 02-02-05/43273 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо Федерального государственного бюджетного учреждения культуры (далее — ФГБУК) о порядке осуществления внутреннего финансового аудита, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в письме вопросам.

Согласно пункту 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее — Правила, постановление) внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.

На основании пункта 36 Правил ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, который обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в ФГБУК, что не соответствует пункту 36 Правил. Внутренний финансовый аудит в ФГБУК осуществляет комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, то есть сотрудники, возглавляющие структурные подразделения ФГБУК и осуществляющие внутренние бюджетные процедуры. В связи с этим в ФГБУК функциональная независимость при осуществлении внутреннего финансового аудита фактически не обеспечена.

Таким образом, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предусмотрено, что внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником (субъектом внутреннего финансового аудита).

При этом Правилами не установлены требования к профессиональному образованию должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый аудит. Однако, обращаем внимание на то, что при организации внутреннего финансового аудита руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств должны быть приняты меры по обеспечению установленных пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита — законность, объективность, эффективность, независимость и профессиональная компетентность, а также системность, ответственность и стандартизация.

Исходя из положений пункта 28 Правил, полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита включаются в должностные обязанности сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита. При этом в случае привлечения к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников иных структурных подразделений, иных работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в должностные обязанности привлеченных к осуществлению внутреннего финансового аудита сотрудников (работников) полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита не включаются.

Согласно пунктам 44, 45 Правил аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Правилами не предусмотрено исключений из данного требования. В связи с этим главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств обязаны формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой аудиторской проверки. Как указано в заключении Федерального казначейства от 16 апреля 2018 г., в ФГБУК при составлении программы аудиторской проверки формирование аудиторской группы, а также распределение обязанностей между членами аудиторской группы не осуществлялось.

Читайте так же:  Егрюл внесение изменений в устав

По вопросу привлечения внешних экспертов для осуществления внутреннего финансового аудита сообщаем.

На основании пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидии (далее — государственное задание, субсидия на государственное задание), объем которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее — Положение N 640), объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Направления использования субсидии на государственное задание определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом федеральным государственным учреждением в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н.

Согласно положениям подпункта «ж» пункта 20 и подпункта «к» пункта 29 Положения N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги и нормативные затраты на выполнение работы, на основании которых рассчитывается субсидия на государственное задание, включаются, в том числе затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы), включая административно-управленческий персонал (в том числе сотрудники субъекта внутреннего финансового аудита).

Это означает, что в целях привлечения в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внешних экспертов (исполнителей) для осуществления в ФГБУК внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на государственное задание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Врио директора Департамента С.С. Бычков

Ключевые различия между внутренним аудитом и внешним аудитом:

  • Правовой статус: Внутренний аудит является дискреционным или не является обязательным; но внешний аудит является обязательным или обязательным по закону.
  • Характер аудита: Внутренний аудит осуществляется на постоянной основе; в то время как внешний аудит проводится после подготовки окончательных счетов и финансовой отчетности обычно на ежегодной основе.
  • Задача: Целью внутреннего аудита является оценка и повышение эффективности бухгалтерского учета, финансовой деятельности, управления, управления рисками и других процессов управления компанией; в то время как целью внешнего аудита является добавление доверия к финансовой отчетности и отчетам компании.
  • Покрытие: Внутренний аудит охватывает финансовые отчеты и отчеты, различные риски и другую операционную деятельность; в то время как внешний аудит охватывает финансовые отчеты и отчеты.
  • Тип проверки: Внутренний аудит включает проверку почти всех финансовых отчетов и отчетов; в то время как внешний аудит может проводиться посредством проверки или проверки образцов.
  • Объем: Объем внутреннего аудита определяется руководством компании; в то время как объем внешнего аудита определяется соответствующим законом или регулятором.
  • Фокус: Первоочередной задачей внутреннего аудита является выявление ошибок и мошенничества; в то время как основной фокус внешнего аудита заключается в проверке достоверности и достоверности финансовой отчетности и определении того, представляют ли финансовая отчетность истинную картину фактического финансового положения организации.
  • Представление отчета: Отчет о внутренней ревизии представляется руководству компании или организации; в то время как отчет внешнего аудита представляется акционерам, а в некоторых случаях — регулятору.
  • Руководство: Внутренний аудит предполагает внесение предложений по совершенствованию финансовой отчетности, бухгалтерской и смежной деятельности руководству организации или компании; тогда как внешний аудит обычно не предполагает внесения таких предложений, за исключением некоторых случаев с конкретными требованиями.
  • Аудиторская деятельность: Внутренний аудит обычно осуществляется сотрудником компании; но внешний аудит осуществляется независимым лицом или агентством.
  • Деловое свидание, встреча: Внутренний аудитор назначается руководством компании; а внешний аудитор назначается акционерами компании или регулятором.
  • Квалификация: Любая специальная или предписанная квалификация не является обязательной для внутреннего аудитора; но определенная или предписанная квалификация является обязательной для внешнего аудитора.
  • Тип вознаграждения: Внутренний аудит осуществляется сотрудником компании, который получает зарплату, как правило, ежемесячно; в то время как для внешнего аудита взимается определенная аудиторская комиссия, обычно на основе аудита.
  • Фиксация вознаграждения: Вознаграждение внутреннего аудитора, то есть зарплата устанавливается руководством компании; в то время как плата за внешний аудит фиксируется акционерами компании.
  • Собрания акционеров: Внутренний аудитор не участвует в собраниях акционеров компании; тогда как внешний аудитор может присутствовать на собраниях акционеров.
  • Удаление аудитора: Внутренний аудитор может быть удален руководством компании; тогда как внешний аудитор может быть удален акционерами компании.
  • Профессиональное неправомерное поведение: Внутренний аудитор не привлекается к ответственности за профессиональное проступка; в то время как внешний аудитор может быть привлечен к ответственности за профессиональное проступки в порядке, установленном соответствующим законом или уставом.
Читайте так же:  Документы на закрытие ооо с одним учредителем

Обзор документа

Проанализировано соответствие установленным требованиям процедуры проведения внутреннего финансового аудита в учреждении культуры.

Было установлено, что ответственность за организацию внутреннего финансового аудита возложена на председателя комиссии, осуществляющего внутренний финансовый аудит в учреждении. Однако это не соответствует общим правилам.

Внутренний финансовый аудит проводит комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела, т. е. сотрудники, возглавляющие структурные подразделения учреждения и выполняющие внутренние бюджетные процедуры. Таким образом, функциональная независимость при реализации мероприятий фактически не обеспечена.

В силу БК РФ внутренний финансовый аудит является бюджетным полномочием главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и осуществляется его структурным подразделением и (или) уполномоченным должностным лицом, работником.

При этом не установлены требования к профобразованию упомянутых лиц. Однако должны быть приняты меры по обеспечению принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

Также отмечено, что главный администратор (администратор) бюджетных средств обязан формировать аудиторскую группу в целях проведения каждой проверки.

В целях привлечения внешних экспертов (исполнителей) для проведения внутреннего финансового аудита могут быть направлены средства экономии субсидии на госзадание.

При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании.

27. Внешний и внутренний аудит. Требования к внутренним аудиторам.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр. Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.

Внутренний аудит решает для клиента такие задачи: изучает систему контроля за активами; проверяет соответствие действующего контроля политике предприятия; анализирует ситуации риска и предохранение от банкротства; Внутренний аудит проводят на начальной стадии исполнения коммерческого, технологического или финансового договора, в процессе ее действия и после ее завершения, дает научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не заменяет внутрихозяйственного контроля. Независимо от проверяемых объектов, каждый аудитор, руководствуясь международными нормативами и соответствующими правилами, должен соблюдать этику поведения, быть независимым, иметь профессиональный уровень, уметь доказывать и точно представлять результаты проверки. Только при соблюдении этого комплекса требований могут быть гарантированы объективность выводов аудитора и представление их в качестве заключения (акта, отчета) пользователям.

Внутренний аудит является составной частью системы контроля на предприятии. Более того, он представляет собой индикатор надежности и эффективности контроля. Внутренний аудитор — специалист, призванный беспристрастно и профессионально давать реальную оценку состоянию дел на предприятии.

Требования к внутреннему аудитору Образование предпочтительно высшее экономическое или финансовое. Возможно высшее юридическое образование или техническое, сочетающееся с хорошими знаниями бухгалтерского учета и финансов. Эти знания можно получить либо на специализированных курсах дополнительного образования, либо самостоятельно. Опыт работы от двух лет является обязательным почти всегда при приеме на работу внутреннего аудитора, так как выполнение его обязанностей требует отличного знания всех тонкостей бухгалтерского учета. Приветствуется опыт работы внешним аудитором, либо опыт работы бухгалтером, а лучше главным бухгалтером. Личностные качества перспективного аудитора включают в себя ответственность, умение работать с большим объемом информации — внимательность, усидчивость, аккуратность, способность четко структурировать информацию. Внутреннему аудитору также не обойтись без отличных аналитических способностей – умение проводить анализ финансовых и налоговых систем. Наличие сертификатов является необходимым для конкурентного аудитора. Наиболее востребованы специалисты, сдавшие экзамены на международный сертификат.

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

  • по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
  • отдельным направлениям деятельности;
  • проблемным учетным сегментам и т. д.

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Внутренняя проверка:

Внутренний аудит относится к критическому анализу финансовых отчетов и отчетов о бизнесе или организации, его собственными сотрудниками. Эти сотрудники называются внутренними аудиторами и назначаются руководством организации. Объем работы определяется руководством организации, в частности комитетом по аудиту.

Читайте так же:  Неденежный вклад в уставной капитал ооо

Внутренний аудит не является обязательным по своей природе. Это выполняется почти непрерывно. В последнее время внутренний аудит часто включает критический анализ нефинансовых и операционных аспектов или деятельности организации, например, управленческий аудит, аудит эффективности, ИТ-аудит и т. Д.

Итоги

Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.

Законодательство

В этом разделе представлены наиболее значимые законодательные и нормативно-правовые документы, в которых содержатся положения, определяющие требования к хозяйствующим субъектам (как в государственном, так и в частном секторе экономики) по вопросам организации внутреннего контроля и организации внутреннего аудита. В разделах 1 и 5 представлены некоторые иностранные документы (в т.ч. изданные международными или межгосударственными организациями), тексты которых были переведены на русский язык.

Внутренний аудит и внешний аудит 2020

Аудит относится к процессу независимой экспертизы или проверки финансовых отчетов и отчетов организации, с тем чтобы дать объективное мнение о их точности и целостности. Аудит развился, чтобы охватить нефинансовые районы и оперативные вопросы в своей компетенции, например. управленческий аудит, аудит рисков, аудит эффективности и т. д.

Аудит имеет две основные категории: Внутренний аудит и внешний аудит.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.

Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации. Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.

Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным. В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами. Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

  • зарегистрированы как АО;
  • осуществляют оборот акций на организованных торгах;
  • являются банком, БКИ, трейдинговой фирмой, страховой компанией либо иным субъектом бизнеса, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ;
  • имеют выручку от продаж за год, предшествовавший отчетному, в размере, превышающем 400 000 рублей (и не являются при этом субъектами бюджетной системы, а также сельхозкооперативами);
  • имеют активы по состоянию на конец года, который предшествует отчетному, в размере, превышающем 60 000 рублей (также при условии, что они не входят в бюджетную систему и не являются сельхозкооперативами);
  • формируют консолидированную отчетность (и не являются при этом организациями бюджетной системы РФ);
  • попадают под юрисдикцию иных НПА, которые предписывают проходить обязательный аудиторский контроль.

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Сходство между внутренним аудитом и внешним аудитом:

Основной процесс аудита как внутреннего аудита, так и внешнего аудита почти такой же. Оба они основаны на разумных принципах и методах бухгалтерского учета и аудита. Оба аудита направлены на выяснение ошибок и выявление мошенничества. Оба хотят судить о точности финансовых отчетов и отчетов. Оба должны дать объективное мнение о том, обеспечивают ли финансовые отчеты и отчеты реальное и справедливое отражение фактического финансового положения организации или бизнеса.

Внутренний аудит и внешний аудит:

критерий Внутренняя проверка Внешний аудит
Правовой статус Дискреционные или не обязательные Обязательное или обязательное по закону
Характер аудита непрерывный После подготовки финансовой отчетности обычно на ежегодной основе
Задача Оценить и повысить эффективность бухгалтерского учета, финансовой деятельности, управления, управления рисками и других процессов управления компанией Чтобы добавить доверие к финансовым отчетам и отчетам компании
покрытие Финансовые отчеты и отчеты, различные риски и другие операционные мероприятия Финансовые отчеты и отчеты
Тип проверки Проверка почти всех финансовых отчетов и отчетов Может использовать проверку теста или проверку образца
Объем Определяется руководством компании Определяется соответствующим законом или регулятором
фокус Чтобы узнать об ошибках и мошенничестве Проверка достоверности и достоверности финансовой отчетности
Представление отчета К руководству компании Акционерам или, в некоторых случаях, регулятору
руководство Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и связанной с этим деятельности Нет таких предложений
Деятельность по аудиту Выполняется сотрудником компании Осуществляется независимым лицом или агентством
Деловое свидание, встреча Руководством компании Акционерами компании или регулятором
Квалификация Любая конкретная или предписанная квалификация не является обязательной Некоторая конкретная или предписанная квалификация является обязательной
Тип вознаграждения Сотрудник компании получает зарплату обычно на ежемесячной основе Конкретный сбор за аудит, обычно основанный на аудите
Фиксация вознаграждения Руководством компании Акционерами компании
Собрания акционеров Не посещает собрания акционеров компании Может присутствовать на собраниях акционеров
Удаление аудитора Удалено руководством компании Удалены акционерами компании
Профессиональное неправомерное поведение Не преследуется за профессиональное проступка Могут быть привлечены к ответственности за профессиональное проступки в порядке, установленном соответствующим законом
Читайте так же:  Право созыва внеочередного собрания акционеров

Резюме:

Внутренний аудит и внешний аудит осуществляются отдельно разными лицами: внутренними сотрудниками и независимой третьей стороной соответственно. Но они не против друг друга. Вместо этого они дополняют друг друга.

Внешние аудиторы могут получить помощь от внутренних аудиторов за глубокие знания системы бухгалтерского учета организации и лучшего понимания технических аспектов бизнеса. С другой стороны, внутренние аудиторы могут учиться на высоком профессиональном знании внешних аудиторов; и внедрить передовой опыт в рамках внутреннего аудита.

Хотя внешние аудиторы могут полагаться на работу внутренних аудиторов; но они не могут перенести свою ответственность. Если какая-либо ошибка или мошенничество остаются необнаруженными; внешние аудиторы будут нести ответственность.

Внутренний аудит является непрерывным; и фокусируется на выявлении ошибок или мошенничества и совершенствовании процессов в организации. Внешний аудит независим; и основное внимание уделяется критической оценке финансовой отчетности и предоставлению объективного мнения относительно их точности.

Внутренний и внешний финансовый аудит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Обзор документа

Качественные исходные данные — основа эффективного аудита

Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.

  • бухгалтерская первичка;
  • учетные регистры;
  • отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).

Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.

Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.

При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.

Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.

Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.

Принципы работы внешнего аудита

Главная задача — высказать свое мнение для пользователей финансовой отчетности: инвесторов, учредителей, кредитных организаций и др.

Общие задачи внешнего аудита:

  • проверка и подтверждение правильности показателей отчетов или обнаружение их недостоверности;
  • контроль и соблюдение законодательства, регулирующего правила исчисления налогов, методологию ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • проверка точности, полноты, достоверности отражения в учете и отчетности расходов, доходов и финансовых результатов деятельности организации за определенный период;
  • при необходимости разработка финансовой стратегии и учетной политик предприятия.

При внешнем аудите устанавливают:

  • все ли имущество и его источники отражены в отчете;
  • все ли документы отражены в учете;
  • насколько существующая методика оценки имущества соответствует принятой при определении учетной политики организации.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Балансовая прибыль должна быть определена в организации в целом и отдельно по ее видам деятельности.

Внешний аудит может также предлагать следующие услуги:

  • по постановке и ведению, организации, восстановлению бухгалтерского учета;
  • по оптимизации налогового бремени и расчету налогов, планированию налоговой нагрузки;
  • по анализу финансово-хозяйственной деятельности;
  • по консультирования руководителей и специалистов бухгалтерии, с целью решения оперативных задач и проблем у клиентов.
  • по трансформации российской отчетности международную отчетность, если это требуется видом деятельности компании.
  • по разработке учетной политики организации, помогающей снизить налоговую нагрузку для организации.
Читайте так же:  Финансовый аудит представляет собой

Специалисты аудиторских организаций должны быть аттестованы для проведения аудита и иметь соответствующие документы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Внешний аудит:

Внешний аудит относится к независимому критическому анализу финансовых отчетов и отчетов о бизнесе или организации.

Внешний аудит является обязательным для каждого отдельного юридического лица. Он проводится после составления финансовой отчетности организации.

Для проведения процесса аудита назначается сторонний или независимый аудитор, называемый внешним аудитором, и дает объективное мнение о финансовых отчетах и ​​отчетах компании. Внешние аудиторы проводят аудит в соответствии с положениями действующего законодательства от имени акционеров или регулирующего органа. Объем работ определяется действующим законодательством или нормативным актом.

Основная ответственность внешнего аудитора заключается в проведении обязательной проверки окончательных счетов и предоставлении объективного мнения о том, обеспечивают ли они истинное и справедливое отражение фактического финансового положения организации.

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

  • входным контролем сырья;
  • пооперационным контролем технологических процессов;
  • приемочным контролем готовой продукции;
  • контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Как провести аудит финансового состояния компании

28. Аудит персонала, его отличие от финансового аудита.

Поводом к проведению финансового аудита может являться:

покупка действующего бизнеса;

увеличение правовой защищенности;

предстоящая налоговая проверка;

снижение судебных рисков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовый аудит — это предупреждающая мера, позволяющая: собственнику: оценить стоимость бизнеса; проверить достоверность данных, предоставляемых управленческим аппаратом; убедиться в наличии/отсутствии собственной ответственности по деятельности компании; менеджменту: оценить работу бухгалтерии и финансовой службы, внедрить оптимальные схемы по налоговому и финансовому планированию; получить рекомендации по устранению фискальных рисков; повысить финансовую управляемость и прозрачность.

Источники

Внутренний и внешний финансовый аудит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here